Сообщество SPUTNIK: опыт построения системы допобразования (1–11 классы)

«Изучаем, чтобы создавать. Создаем, чтобы вдохновлять!» – этот девиз сообщества Sputnik точно отражает его дух. На базе обычного петербургского лицея № 244 выросло одно из крупнейших в России робототехнических сообществ, объединяющих детей с 1 по 11 класс общей страстью к изобретательству. Миссия Sputnik – вовлечь как можно больше ребят в научно-инженерное творчество, создавая условия для всестороннего развития технических навыков в комфортной, вдохновляющей среде. Но Sputnik – это больше, чем сборка роботов. Это живое инженерное сообщество, где вчерашние первоклассники становятся сегодня уверенными юными инженерами, а выпускники возвращаются в родную школу уже в роли наставников, чтобы зажечь новое поколение.

В этой статье мы рассмотрим, как на примере инженерного сообщества Sputnik можно выстроить целостную систему дополнительного образования с 1 по 11 класс. Поговорим о том, каким может быть путь ученика в такой системе, разберем структуру программ по возрастам, узнаем, в чем секрет её преемственности, какую роль играют наставники, и как команда выходит за пределы школы через аутрич-инициативы. Этот опыт вдохновляет педагогов и доказывает: робототехника способна менять жизни детей – нужно лишь иметь желание и идти к мечте.

Путь ученика в робототехнике с 1 по 11-й класс
Представьте первоклассника, робко входящего в школьную лабораторию робототехники. Тут простой модели из LEGO начинается его большое путешествие. Годы спустя этот же ребенок, теперь уже старшеклассник, стоит на международном турнире с собственным роботом в руках. Для воспитанников Sputnik такая история – не фантазия, а реальность. «Мы мечтали попасть на эти соревнования! Это не давало опускать руки, даже когда было сложно или что-то не получалось. К этой цели мы шли, можно сказать, с первого класса, когда только перешагнули порог школы и начали заниматься робототехникой,» – рассказывает участник команды Sputnik Original Роман Лукин. Со школьной скамьи и до мирового чемпионата ребят ведёт единая система, где на каждом этапе их поддерживают наставники: «Секрет успеха – в поддержке наставников. Они готовы ответить на все вопросы, выслушать и помочь. Благодаря им ты учишься не только конкретным умениям, но и, главное, искать информацию и применять знания для решения своей задачи».

Путь ученика в Sputnik выстроен поступательно и продуман до мелочей. Дети пробуют себя в инженерном творчестве с самых ранних классов, постепенно переходя к всё более сложным проектам. Маленькие изобретатели увлекаются игрой и не замечают, как приобретают ценные навыки – работу в команде, креативное мышление, уверенность в себе. К 7-8 классу многие из них уже работают по индивидуальной траектории развития, а к моменту выпуска имеют за плечами богатый опыт соревнований и проектов. Неудивительно, что почти все выпускники Sputnik поступают на бюджетные места в ведущие технические вузы. Один из наставников, Илья Куцый, прошел весь этот путь сам: «Сначала я тоже был участником команды, потом дорос до капитана, а когда поступил в университет – стал наставником младшей группы. Сейчас я уже руковожу старшей командой. На всём этом пути я наблюдал, как школа меняет ребят. Это невероятно вдохновляет и мотивирует на собственные свершения, именно поэтому я раз за разом возвращаюсь сюда». Истории таких ребят – лучшее доказательство эффективности системы: упорный труд, увлеченность и поддержка превращают вчерашних новичков в чемпионов и будущих инженеров.


Из каких же ступеней выстроена программа?

  • Первое знакомство (1-2 классы): в начале обучения ребята собирают простые модели из LEGO WeDo, узнают основы проектирования и учатся работать в команде. Это – весёлое «путешествие в мир науки», где первоклассники конструируют машинки и решают мини-задачи. Самые любознательные ученики проходят дальше в Лигу Исследований – здесь они уже осваивают ценности STEM-программ и учатся думать как исследователи.

  • Базовая робототехника (3-4 классы): начиная с 3-го класса любой желающий может пройти курс по LEGO Mindstorms. Здесь ребята знакомятся с основами механики и простого программирования, делают первые роботы и оживляют их. Учащиеся, уже побывавшие в Лиге Исследований, получают более углублённую подготовку и быстрее осваивают новые материалы.

  • 3D-моделирование и Лига Решений (5-6 классы): с 5-го класса все желающие осваивают трёхмерное моделирование: учатся работать с чертежами и 3D-принтером, делают свои первые детали и конструкции. Параллельно формируются команды Лиги Решений – дети конструируют и программируют роботов для выполнения конкретных миссий, а также придумывают инновационные проекты. Чтобы попасть в Лигу Решений, нужно пройти небольшой отбор – и, как правило, лучше всех с ним справляются те, кто прошёл курс базовой робототехники.

  • Лига Инженеров (с 7 класса): самое «взрослое» направление начинается с 7-го класса. Подростки, успешно выступавшие в Лиге Решений и увлечённые 3D-моделированием, попадают в младшую команду Лиги Инженеров. Там каждый изучает навыки конструирования, программирования и работы с более сложной техникой, а также участвует в общественной деятельности (outreach). В конце сезона для участников младшей команды проходит весенний курс, где закрепляются знания и отбираются самые активные. Лучшие выпускники попадают в основную команду Лиги Инженеров, где школьники 8–11 классов проектируют и строят полноценные роботы на платформе Android и участвуют в региональных и национальных соревнованиях. Кроме того, у нас есть открытый набор: каждый год мы проводим отбор новых ребят – так в команду могут попасть мотивированные ученики из других школ, если у них уже есть нужный уровень навыков.

Таким образом, школьник может пройти путь от первого простого конструирования до полноценного участия в настоящих инженерных проектах. На каждом этапе занятия построены так, чтобы развивать у ребят креативность, инженерное мышление и умение работать в команде.


Что позволяет такой структуре не развалиться?
В основе нашей системы – принцип преемственности. Мы стремимся к тому, чтобы каждый год опытные школьники делились знаниями с младшими. Благодаря этому сообщества устойчиво развивается: участники постепенно повышают квалификацию, а в команды постоянно вливаются новые ребята.
На схеме внутренней структуры видно, как связаны между собой разные направления обучения (от Lego-конструирования до участия в Лиге Инженеров): идеи и навыки постепенно «передаются» по ступенькам от младших к старшим. Такая архитектура обучения позволяет нам воспитывать учеников целенаправленно – от самых простых заданий к всё более сложным – и при этом постоянно поддерживать связь между участниками всех возрастов.

Преемственность
19 апреля - финальный день чемпионата мира. С начала дня мы поддерживали вторую команду из России, которая участвовала на чемпионате мира - 6916 Aspirity из Красноярска. Эта команда показала отличные результаты на игровом поле, и заняла второе место в рейтинговой таблице, однако в матче за выход из нижней сетки проиграла из-за серьёзной поломки в роботе и не смогла пройти дальше. Параллельно финальным матчам дивизионов проходила церемония награждения, и мы бегали от одного дивизиона к другому, чтобы узнать, выиграли мы что-нибудь или нет? По итогам церемонии награждения, команда 12524 Sputnik Original впервые в истории России завоевала награду от экспертов на чемпионате мира First Tech Challenge, получив награду Connect Award 3 место ( Награду за установление связей с профессиональном сообществе )!
Сразу после чемпионата мы поехали в Остин, столицу Техаса. В Остине мы арендовали дом, в котором мы очень весело проводили время и радовались нашей победе на чемпионате. Там мы пробыли 2 дня, и за эти дни мы успели погулять по городу, надышаться свободным воздухом Америки и посмотреть на уникальное событие - на взлет 1 миллиона летучих мышей одновременно.
”Когда мы ехали до дома, мы ощущали себя героями голливудских фильмов” - Дарья Смирнова.
Финальные дни в Америке, дорога до Питера.
21 апреля мы отправились назад в Хьюстон, где сходили в торговый центр и закупились всеми необходимыми товарами в Россию. А вечером, после всех закупок и сбора вещей, мы устроили у себя в доме турнир по бильярду, в котором участвовала вся наша команда, а победитель получил сладкий приз. 22 апреля мы отправились в аэропорт, где нас ждал ночной перелёт в Катар, а уже 23 апреля мы приземлились в аэропорту Катара.

24 апреля мы прилетели в аэропорт Шереметьево. Из Шереметьево мы добирались на всех видах транспорта, и это не шутка. Сначала мы арендовали каршеринг и целых 3 раза ездили из аэропорта до ж/д станции, чтобы перевести весь наш багаж и всю команду. У нас было около 10 больших чемоданов и 10 коробок, и весь этот багаж мы перевозили на себе. После этого, с ж/д станции мы перетащили все вещи в электричку и поехали на вокзал. Затем мы приехали на вокзал, и перетаскивали весь наш багаж до сапсана. Сапсан был финальным видом нашего транспорта на этот день, и на нём мы уже ночью добрались до родного Санкт-Петербурга.
"Это было адски тяжело, перетащить весь наш багаж на себе, так еще и успеть на поезд" - Александр Фёдоров.

Ну вот и завершилось наше 2-ух недельное путешествие, и мы выражаем огромную благодарность организаторам, судьям, волонтерам, экспертам и командам. Кроме того, хотим сказать спасибо нашим наставникам, менторам, родителям и друзьям, которые поддерживали нас на трансляциях и вживую. Отдельную благодарность мы бы хотели выразить нашим спонсорам, которые помогли добраться нам до чемпионата, а также Администрации Лицея №244 и лично Светлицкому Сергею Леонидовичу. С вами была команда Sputnik Original, до новых встреч!

P.S: все наши фотографии с поездки лежат в этом альбоме )